Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

 

Результаты поиска изображений для запроса "картинки о здоровье детей"

Инклюзивное образование

Деятельность ДОУ в аспекте инклюзивного образования

      С приказом Министерства образования и науки            РФ от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" можно познакомиться здесь.

    С Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда»

на 2011 - 2020 годы можно познакомиться здесь...

 

 Презентация

"Не быть инвалидом - не привилегия, а подарок, 

которого можно лишиться в любой момент ..."

 

     Понятие «инклюзии» в образовании

     К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Скандинавские страны) ведущей стратегией в развитии образования детей с особыми потребностями стало интегрированное образование, при котором включенным в общеобразовательный процесс детям с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) создаются дополнительные специальные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение.

     «Интегративное» образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей), в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека, как полноправного участника образовательного процесса. Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ОВЗ, важен каждому ребенку, что найденные в процессе работы методы и способы обучения и воспитания открывают новые перспективы для детей с нормативным развитием. А с другой стороны, стало очевидным, что выделение «особых» классов в школах и групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни школы и детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей. Поэтому от идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии – совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями.

     «Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану. Следует отметить, что термин «инклюзия» пока не имеет четкого определения. В литературе  можно встретить следующие формулировки:

_ Инклюзия – это процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся.

_ Инклюзия – это процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.

_ Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

_ Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Цель такой (инклюзивной) школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества.

    Разнообразие в определении понятия «инклюзия» связано с тем, что это процесс, ориентированный на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника, соответственно определяемый по-разному в зависимости от обучающей ситуации и контингента детей.

 Результаты поиска изображений для запроса "картинки доступная среда"

 

Создание доступной среды обучения для различных категорий обучающихся

Наличие условий в МБДОУ "Детский сад" №4 "Солнышко" п. Энергетик

для инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов:

     1. Доступ в здание детского сада для детей-инвалидов осуществляется со входа, не имеющего ступенек, поэтому нет необходимости в конструировании пандусов. Наш детский сад посещает ребенок-инвалид, имеющий ограничения в передвижении второй степени. Он передвигается с помощью взрослого. С ним осуществляется индивидуальное обучение на дому.  Воспитатель реализует содержание адаптированной образовательной программы на домашней форме обучения, учитель-логопед и музыкальный руководитель реализуют коррекционную работу в условиях МБДОУ «Детский сад» №4  «Солнышко» п. Энергетик (по договоренности с родителями).  В соответствии с программой разрабатывается индивидуальное календарно-тематическое планирование и создаются все необходимые условия для для данного ребенка.

 

ЛОГОПУНКТ

В сентябре 2016 года на логопедический пункт ДОУ были зачислены 25 детей.

Дети имеют разные речевые нарушения: ФФНР-17детей, ОНР-8детей.

Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с детьми с ФНР   составляет  6 месяцев, ФФНР  - 1 год, ОНР – 1-2 года.   Согласно положению о логопедическом пункте ДОУ, в течение года на логопункте  занимаются до 25 детей.

Занятия с детьми, имеющими ФНР (фонетическое недоразвитие речи) не менее 1-2 раз в неделю, занятия с детьми, имеющими ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) и фонематическое недоразвитие речи не менее 2 раз в неделю, занятия с детьми, имеющими ОНР (общее недоразвитие речи) II, III, IV уровня различной клинической обусловленности не менее 3 раз в неделю.

 

 

     2. Для реализации инклюзивного образования в ДОУ активно используют ТСО (технические средства обучения) и ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), к ним относятся  компьютер, интернет, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуальное оборудования, то есть все то, что может представлять широкие возможности для познавательного развития. 

В каждой группе имеется ТВ, компьютер, магнитофон. Специалисты, работающие с детьми с ОВЗ и с детьми-инвалидами, отметили преимущества в воспитательно — образовательный  процесс детского сада, при использовании ТСО и ИКТ:
- использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

    3.В нашем ДОУ педагоги используют такие технологии, учебники и учебные пособия в работе с детьми с ОВЗ и с ребенком-инвалидом:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья Игровой стретчинг и ритмопластика    А.И.Буренина «Ритмическая мозаика»     (Муз.рук.)

Релаксация    и разные виды гимнастики используют в работе воспитатели:

- М.Ю.Картушина «Зелёный огонёк здоровья»

- «Программа оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками» В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова

- Коррегирующая гимнастика (нарушения осанки, плоскостопие)

- Дыхательная гимнастика

- Самомассаж, точечный массаж «Программа оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками» В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова

Технологии обучения здоровому образу жизни

- Уроки здоровья и безопасности     Н.А.Авдеева, Н.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»

- Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице»    

Коррекционные технологии музыкальный руководитель, учитель-логопед и воспитатели

- Технологии музыкального воздействия    Каплунова И.М., И.А.Новоскольцева «Ладушки»

- Технологии коррекции поведения    С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»    

- Психогимнастика   М.И.Чистякова

- Коррегирующая гимнастика (артикуляционная гимнастика)    

- Киселёва В.В., Останина А.И. Логопедическая зарядка в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющих тяжёлые нарушения речи:      Метод. Руководства для проведения логопедических зарядок.

- Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. 

- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи    

- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний дошкольный возраст.

- Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников

- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения  

- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.

 

     4. В МБДОУ  для организации дистанционного обучения имеется образовательный ресурс - это наш сайт http://solnishko4.ucoz.ru/ .
В меню сайта имеется раздел сайты и странички педагогов детского сада, на которых раполагается необходимый материал для родителей и детей, а также фотоотчеты проведенных мероприятий.

 

 

Фотоотчет по реализации

АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ,

разработанной в соответствии с индивидуальной программой

реабилитации ребенка-инвалида

 

Результаты поиска изображений для запроса "картинки доступная среда"

15 правил для родителей, воспитывающих «особого» ребенка

1 Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.

2.Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3.Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

4.Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5.Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.

6.Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.

7.Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требование чрезмерным.

8.Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

9.Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.

10.Не отказывайтесь от встреч с друзьями, приглашайте их в гости.

11.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12.Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13.Общайтесь с семьями, где есть «особые» дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

14.Не изводите себя упреками. В том, что у вас больной ребенок, вы не виноваты.

15.Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

 

     Принципы дошкольного инклюзивного образования

     Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

     Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

     Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

     Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

     Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

     Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

     Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

     Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

 

 

Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 226
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0